События        Аналитика        Инновации        Ресурсы        Сообщество       
              

 
Дизайн для зоопарка
15.01.2014

Мы спросили, каким может стать Московский зоопарк, если применит все самые последние тренды в дизайне. О том, как создавался новый городской бренд, рассказывает его создатель Илья Рудерман - арт-директор, заместитель главного редактора РИА Новости и куратор курса «Шрифт и Типографика» в БВШД.

 

Нам бы хотелось обсудить с вами создание бренда Московского зоопарка.  Почему такого рода идея возникла именно сейчас, хотя говорят об этом достаточно давно?

В столичном Департаменте культуры в какой-то момент поняли, что зоопарк — это территория, которая, с одной стороны, представляет собой парк и входит в программу переустройства парковых зон, а с другой — совсем не парк, причем требует особого подхода. Осознав эту проблему, начали искать тех, кому по силам решить эту задачу: был проведен конкурс, который мы и выиграли. С этого для нас и начался проект.

Интересно было работать?

Тут нужна превосходная степень — очень интересно.

А сложно?

И опять — очень сложно. Зоопарк — объект уникальный, на территории города ничего подобного больше нет. Он включает в себя и многообразие животных, и пространств для их обитания, и способов нашего знакомства с ними. Это маленькая планета, она живет как бы сама по себе, по своим законам и правилам. И в этом смысле проект требовал уникального решения.

Фото: РИА Новости

Если, к примеру, сравнивать с парком Горького, в чем принципиальная разница?

Это несравнимые вещи и в отношении их брендов, и по сложности пространства. Супермаркет, наверное, больше подходит для сравнения, чем парк Горького. Зоопарк многократно превышает его по сложности бренда, по широте аудитории, по устройству внутреннего пространства, по вариативности перемещения посетителей.

Как вы искали решение, какие исследования проводились?

Большую часть исследований проводили наши коллеги из «Центра исследовательских проектов» под руководством Елены Клинько. Эта работа позволила определить и создать ассоциативный ряд, что было очень важно, так как в области зоопарковедения нам об этом ничего не было известно.

Никто никогда не проводил исследования российской аудитории. К примеру, какие животные первые приходят на ум, когда ты говоришь слово «зоопарк»? У каждого из нас свои ассоциации, и список таких животных крайне интересен.

Мы старались максимально опираться на такие пользовательские опросы. Где-то были глубинные интервью, где-то опрос небольших фокус-групп, в каких-то случаях группы были многотысячными.

К финалу вся графика была протестирована на разных аудиториях. Мы уверены в каждом своем решении: аудитория показала фантастический процент лояльности и к графике, и к решениям, и к пониманию карт. Такие показатели в этом проекте были не менее важными, чем территориальные исследования на местности.

Фото: РИА Новости

А были какие-то открытия в процессе исследований, что-то вас удивило?

Открытий было достаточно много. Я не знал, к примеру, что у зоопарка две отдельные площадки. Одна — знакомая и привычная всем у метро «Краснопресненская», но есть еще и за МКАД огромная территория с питомником. И мы как посетители не видим вообще практически ничего из имеющихся там богатств. А в этом питомнике есть виды животные, которые вообще в единичных экземплярах остались на планете, там они сохраняются.

Было много открытий, связанных с работой зоопарка, которая не видна посетителям — это детские студии, которые там активно работают, серьезная научная деятельность сотрудников, высоко оцениваемая мировым профессиональным сообществом. Чем больше мы погружались, тем больше узнавали.

Мы также изучали западные зоопарки. Начали с того, что собрали очень большую коллекцию логотипов всех зоопарков мира. Тщательно взвешивали все лучшие графические решения и пробовали их экстраполировать на нашу задачу.

Это было крайне интересное погружение.

Фото: РИА Новости

Вы ведь изучали и посетителей. Тут у вас были какие-то открытия?

Иногда печальные. Часть посетителей приходит сюда не из познавательных соображений, а для развлечения. Одна из наших задач и заключалась в том, чтобы с помощью правильной коммуникации привести в зоопарк другую аудиторию.  Раньше считалось нормой пить пиво в зоопарке, а пустые бутылки кидать в животных. Больно это слышать и тяжело это представить, но это реально так.

Но почему именно такая аудитория сложилась у зоопарка?

Зоопарк должен прививать культуру общения с животными, культуру познания окружающего мира. Этого нет.

Есть зоопарк, есть посетители, они никаким образом не коммуницируют между собой. Вся коммуникация, которая существует сейчас, она запретительная. Мы видим большое количество табличек типа “Животных не кормить!”, “В водоёме не плавать!”.

Мы меняем эту интонацию на более мягкую и доверительную: “Спасибо, что вы не кормите”, “Спасибо, что вы не плаваете в пруду”, “Спасибо, что вы не суёте руки ко львам, да-да, он кусается” и т. д. Даже это может изменить эмоциональное настроение.

Фото: РИА Новости

То есть вы считаете, что когда ты разговариваешь с человеком вежливо, он начинает вести себя интеллигентно?

Нам прежде всего хотелось, чтобы новые таблички не отпугивали людей, трепетно ощущающих интонацию, с которой мы к ним обращаемся. Аудитория, которая игнорирует эти таблички, проигнорирует и любые другие, она в этом смысле пуленепробиваемая.

Вы считаете, что та аудитория, которая склонна наносить вред себе или животным, под воздействием таких средств коммуникации способна меняться? Или всё-таки про неё нужно забыть и стараться просто минимизировать вред?

Я вообще не считаю, что нужно говорить об этой аудитории, она есть, она нас окружает. Но мы не подстраиваемся под таких людей. Да, мы делаем вандалоустойчивыми те или иные конструкции, но не более. А ориентироваться на подобную аудиторию и адаптировать под нее дизайн — дело совершенно бессмысленное, неинтересное и неблагодарное.

Если говорить про созданный стиль и логотип, закладывали ли вы возможность изменять его со временем?

В него заложена бесконечная гибкость. Мы сформулировали идею динамического логотипа, и она зоопарку понравилась. Это, если говорить условно, двойное отражение любого объекта: ложки, кружки, животных, солнышка. Заложенная идея позволяет бесконечно обновлять стиль и делать его многоликим, но при этом , что очегнь важно, узнаваемым.

Фото: РИА Новости

Насколько результат, которого вы добились, значим для города? Способен ли он повлиять на город в целом?

Ни одна концепция не оказывает на город никакого влияния до тех пор, пока она не начинает применяться в жизни. Сейчас успех этого проекта будет зависеть от того, как зоопарк начнёт действовать. Всю нашу работу можно превратить в абсолютнейшую бессмыслицу так же легко, как и сделать значимым, гениальным событием для города.

В том случае, если зоопарк реализует всё то, что ему предоставлено, то город изменится достаточно сильно.

Сейчас большинство посетителей зоопарка уверено, что бедные животные находятся в ужасных условиях. Но это иллюзия. На самом деле их содержат очень хорошо, вполне достойно.

Проблема заключается в самом пространстве, оно давит на людей из-за своеобразно выстроенной коммуникации. И посетители, что очень важно, свои ощущения начинает перекладывать на все объекты в этом пространстве, им начинает казаться, что животным здесь должно быть совсем плохо.

Если эту проблему коммуникаций решить, то и ощущения начнут меняться, да и город тоже. Одно дело, когда я выхожу из зоопарка печальным и расстроенным иду по городу с нерадостным лицом. И совершенно другое дело, если я покину зоопарк счастливым и довольным. Примерно так подобные проекты и должны изменять город.

 

Благодарим Илью Рудермана и Катерину Тульскую за организацию этого интересного и полезного общения!
 



www.design-management.ru

Автор: Альбина Залилова


/ другие материалы


Скотт Вильямс, СЕО Maga Design Group

 

 



/ Технический партнер проекта





Комментарии:



Мария Сташенко | editor@design-management.ru | 19.01.2014 22:11

Привет, тест! ;) Как дела?



| | 16.01.2014 22:19

тест



Добавить комментарий

Сообщение:

Автор:

e-mail:

Защитный код:










О проекте       Реклама       Контакты       Карта сайта       Лаборатория дизайн-мышления и творческого интеллекта Wonderfull     Разработка сайта: FNKPNK
 
ПОДПИСКА  
ПОИСК